Третья статья Николая Митрохина
Статья опубликована под заголовком: Три пути к священству — требоисполнители, ищущие и геи

Число священников в Русской православной церкви со времен СССР выросло более, чем втрое — их уже около 40 тысяч. В карьере священника одних привлекает статус, других — духовность, третьих — гендерная терпимость

Кто идет в священники

Русская православная церковь (РПЦ) насчитывает около 40 тысяч священников. Порядка 20 тысяч из них служат в России. Это значит, что с распада СССР число духовенства выросло более, чем втрое. Кто все эти люди?

Чтобы ответить на этот вопрос, я провел небольшое исследование — кто служит в трех типичных российских епархиях (Тверь, Уфа и Курган). Вышло, что священники в массе своей — люди немолодые: 69% сейчас в возрасте от 37 до 60 лет, а еще 13% — за 60. Они неплохо образованы — без малого 40% закончили светские вузы, часто — в Москве и Петербурге. Что забавно, эта доля в духовенстве примерно вдвое выше, чем в епископате, который поставлен им руководить. Но преобладают, как нетрудно догадаться, люди со средним и неполным средним образованием (школа, ПТУ или техникум) — их больше 60%. Как правило, они получили дополнительное образование в семинарии или православном вузе. Но есть такие, кто обошелся и без этого.

Число священников в Русской православной церкви со времен СССР выросло более, чем втрое — их уже около 40 тысяч. В карьере священника одних привлекает статус, других — духовность, третьих — гендерная терпимость Кто идет в священники Русская православная церковь (РПЦ) насчитывает около 40 тысяч священников. Порядка 20 тысяч из них служат в России. Это значит, что с распада СССР число духовенства выросло более, чем втрое. Кто все эти люди? Чтобы ответить на этот вопрос, я провел небольшое исследование — кто служит в трех типичных российских епархиях (Тверь, Уфа и Курган). Вышло, что священники в массе своей — люди немолодые: 69% сейчас в возрасте от 37 до 60 лет, а еще 13% — за 60. Они неплохо образованы — без малого 40% закончили светские вузы, часто — в Москве и Петербурге. Что забавно, эта доля в духовенстве примерно вдвое выше, чем в епископате, который поставлен им руководить. Но преобладают, как нетрудно догадаться, люди со средним и неполным средним образованием (школа, ПТУ или техникум) — их больше 60%. Как правило, они получили дополнительное образование в семинарии или православном вузе. Но есть такие, кто обошелся и без этого.

Цифры, конечно, мало говорят нам о том, почему люди решили сделать богослужение своей профессией. По моим наблюдениям, основных мотивов и, соответственно, социальных типов духовенства, существует три. Читать полностью
29 апреля сторонники Михаила Ходорковского из движения "Открытая Россия" проведут акцию протеста под лозунгом: "Надоел!" – направленную против нового президентского срока Владимира Путина.

В преддверие этой акции 26 апреля Генпрокуратура объявила "нежелательными организациями" структуры Ходорковского: OR (Otkrytaya Rossia) ("Открытая Россия", Великобритания), Institute of Modern Russia, Inc (Институт современной России, США), Open Russia Civic Movement, Open Russia (Общественное сетевое движение "Открытая Россия", Великобритания).

27 апреля в 16 часов в офисе "Открытой России" начался обыск. Прибыли 30 омоновцев в сопровождении полиции и понятых. Якобы в полицию поступил анонимный звонок, что в помещении - "запрещенные материал". Сотрудники Центра "по борьбе с экстремизмом" МВД начали изъятие техники и документов.

Увеличивая число "нежелательных" скоро Владимир Путин создаст закрытую Россию? Оппозицю Путину загонят в подполье?

В студии историк и политолог, профессор Валерий Соловей, в эфире - активисты российского движения "Открытая Россия": Мария Баронова, (Москва), Егор Савин (Новосибирск), Дмитрий Семенов ( Чебоксары), Андрей Пивоваров ( Санкт-Петербург), адвокат Илья Новиков. Вел передачу Михаил Соколов.

Текст (на данное время это начало беседы, а не полная): http://www.svoboda.org/a/28455286.html
Свидетели Иеговы в России запрещены. Верховный суд постановил ликвидировать их управленческий центр. Головная организация Свидетелей Иеговы признана экстремистской и подлежит ликвидации, как и 395 ее местных отделений. Имущество этих организаций следует конфисковать в пользу государства – так решил суд. Это решение еще не вступило в законную силу и может быть обжаловано. Правозащитники заявляют, что ликвидация организаций Свидетелей Иеговы за экстремизм, преследование членов их общин и запреты текстов являются ярким проявлением религиозной дискриминации. А запрет российской головной организации и ее структурных подразделений ставит под угрозу уголовного преследования за веру каждого из более чем 150 тысяч последователей Свидетелей Иеговы в России.

Об этом решении Верховного суда России и его возможных последствиях не только для тех, кто исповедует учение Свидетелей Иеговы, но и для всех адептов "нетрадиционных", по мнению российских властей, религий говорим с гостями в студии Радио Свобода – адвокатом Антоном Омельченко и руководителем Информационно-аналитического центра "СОВА" Александром Верховским. На видеосвязи из Петербурга – член руководящего комитета управленческого центра свидетелей Иеговы в России Ярослав Сивульский.
Ведущая Марьяна Торочешникова

Текст на сайте: http://www.svoboda.org/a/28451461.html
Верховный суд признал экстремистами и запретил «Свидетелей Иеговы» в России. Кто идет в «свидетели», и почему их бессмысленно запрещать, рассказывает религиовед Николай Митрохин.

Со «Свидетелями Иеговы» я познакомился в середине 1990-х в бывших советских среднеазиатских республиках. Я изучал религиозную жизнь этого региона и, приезжая в очередной областной центр, шел по очереди опрашивать все заметные общины. От прочих христианских общин западного типа «свидетели» отличались одним — их было много. И они были везде.

Тогда, как и сейчас, многие были уверены, что «Свидетели Иеговы» — плод перестроечных свобод. Однако это не так — «свидетели» достались нам в наследство от СССР. Читать далее
В Вашингтоне, в саду исторической усадьбы Tudor Place, царит праздничная суета. Взрослые и дети собрались здесь, чтобы отметить самый главный для христианского мира праздник весны – Пасху.


Вторая статья Николая Митрохина
Статья опубликована под заголовком: Православный больше не бедный

В России до 2% населения — православные [имеются ввиду активно практикующие веру люди], еще до 8% заходят в церковь от случая к случаю. Кто эти люди?

За последние полтора десятка лет состав прихожан Русской православной церкви (РПЦ) поменялся. Поколение православных «бабушек» сходит со сцены. В провинции это приводит к запустению приходов, а в крупных и средних городах место «бабушек» занимает средний класс. Церковную моду задают сильные идеологизированные общины во главе со священниками-харизматиками: пропагандируемый в церковных СМИ образ современного «воцерковленного» — не смиренный маргинал, прячущий чувство вины под незаметной одеждой, а образованный, разбирающийся в современной жизни, успешный человек средних лет, у которого должно хватать денег и на хороший автомобиль, и на трех-четырех детей.

Православные неизвестные

Сколько-нибудь масштабных исследований прихожан РПЦ не проводилось. Если в случае с числом православных это еще можно преодолеть, обратившись к статистике МВД, то, составляя портрет православного, о точных цифрах говорить не приходится. Известны попытки провести исследования в одном или нескольких приходах (одну из них предпринимала социологическая служба «Среда»), однако толку от них немного. Невозможно соотнести эти обследования с реалиями всей церкви — где есть приходы городские, есть сельские, есть находящиеся в центре мегаполиса, а есть расположенные на рабочей окраине, есть приходы, куда стекаются с дальних мест ради конкретного батюшки, а есть такие, где эти священники меняются ежегодно — а всеми делами заправляет какая-то «баба Варя».

В отсутствие количественных данных я опираюсь на два источника. Во-первых, я уже 20 лет опрашиваю российских священников и церковных служащих (в основном немосковских) о числе и социальных категориях их прихожан. Во-вторых, я собираю их свидетельства об этом, сделанные в интервью региональной прессе и в социальных сетях.
Читать полностью
Автор статьи - Николай Митрохин (социолог, известный исследованиями церкви в России)
Статья опубликована под заголовком: 30% православных считают, что Бога нет. 

До 85% жителей России называют себя православными. При этом примерно треть из них признается, что в Бога не верит, а те, кто верят, в церковь почти не ходят. Так сколько же на самом деле православных в России?

Исследования показывают, что число постоянных прихожан Русской православной церкви (РПЦ) в России невелико — от твердых 0,5 до максимум 2% населения. Они входят в более обширную группу тех, кто заходят в храмы от случая к случаю — таких до 8%. В церкви их называют «захожанами» и не очень жалуют.

Православные, но в Бога не верят

Поскольку РПЦ не ведет учета своих членов, остается полагаться на исследователей. У социологов тут есть два основных метода подсчета. Первый из них наиболее простой. Несколько крупнейших социологических институтов в стране примерно раз в год включают в свой базовый опросный лист (так называемый омнибус) вопросы о религиозной идентификации. Эти вопросы были составлены еще в начале 1990-х социологом ВЦИОМ (глубоко верующей православной) Валентиной Чесноковой и ею же первоначально интерпретировались. Эти опросы давали стабильно растущую в течение двух с половиной десятилетий (хотя и колеблющуюся из года в год) цифру. Церковные власти в первой половине 2000-х с этими данными спорили, заявляя о недооценке числа православных. Однако, когда к 2008 году показатели сравнялись с желаемыми — порядка 63—75%, успокоились и даже устами патриарха Кирилла признали тот факт, что только 10% населения «воцерковлены».

В 2010 году, вскоре после избрания патриархом Кирилла (а также скандалов вокруг «нанопыли», «часов патриарха» и дела Pussy Riot), число людей, называвших себя православными, по большинству опросов достигло пика и начало падать. После этого большая часть социологических фондов резко сократила свои исследования в данной сфере или, во всяком случае, отказалась от их публичного анализа и представления. Читать полностью
Советник министра республики Дагестан Руслан Акаев написал на своей странице в Facebook эмоциональный пост о протестах дальнобойщиков против системы «Платон» и призвал Нацгвардию «кромсать этих уродов» и «разбивать их наглые рожи». Алексей Навальный записал об этом новое видео.


Долой гендерные стереотипы! В природе все устроено по-разному. Бывают "папаши", высиживающие яйца и воспитывающие потомство, бывают самки более агрессивные, чем самцы.


Мне кажется очевидным, что между властью и значительной частью народа произошел раскол. Причем я уверена, что это относится не только к тем, кто выходил на акции, но и к тем, кто не проявляет активности. Я помню, как это было в Советском Союзе, когда все всё понимали, не верили власти и смеялись над ней.


 (PS Количество лайков этого ролика в первый же день достигло более 52.400, а число просмотров больше в 8 раз)
Еще один ролик канала "Научпок", предшествующий последнему, посвящен методам контрацепции. Тоже очень познавательно.

Моя статья на сайте "Независимый исследователь" 
Новая статья из цикла о религиозных взглядах на контроль рождаемости.

В буддизме нет специального учения о контроле рождаемости и контрацепции. Некоторое сложившееся в буддизме отношение к ним выводится из других принципов буддизма. В общем и целом в буддизме допускается применение контрацепции, если это не приводит к абортивному действию, и если это не используется для ведения беспорядочной половой жизни.

Исторические основы

В раннем буддизме не было ни поощрения, ни осуждения контрацепции. Так, ранние тибетские буддисты имели знания о контрацепции и отношение к ней было двояким. С одной стороны, контроль рождаемости воспринимался как нежелательное вмешательство в работу кармы. С другой стороны, контрацепция допускалась, когда в ней была необходимость. Ранние буддисты использовали такие варианты методов контрацепции как воздержание от секса и контроль эякуляции мужчин. Кроме того, еще со времен Будды буддистам были известны древние формы оральной контрацепции. Читать далее
Исторически 8 марта это дата, связанная с защитой прав женщин.

8 марта 1857 года в Нью-Йорке прошла демонстрация швей, которые требовали улучшения условий работы. Спустя 50 лет, 8 марта 1908 года, другие швеи вышли на демонстрацию. Вспоминая акцию 1857 года, они требовали прав женщин. В 1910 году на конгрессе Второго Интернационала Клара Цеткин предложила объявить 8 марта международным женским днем в память об американских демонстрациях как день защиты женских прав.

В России день 8 марта (по старому стилю 23 февраля) 1917 года стал началом февральской революции. Именно выступления женщин положили начало революции. Женщины вышли на манифестации. Выступления против голода и против самодержавия превратились в массовые, многотысячные акции протеста, стачки рабочих и выступление военных в Петрограде, которые привели к свержению царизма.

Сегодняшний день я как праздник не отмечаю, ибо не приемлю "гендерные" праздники (ни 8 марта, ни 23 февраля, соответственно).
Хотя 8 марта для меня приемлемо в изначальном значении - как день в честь борьбы за права женщин. 23 февраля, в принципе, приемлем как профессиональный праздник военных. Однако, среди близких мне людей военных нет. Но и к числу отрицателей армии я не отношусь.
При этом я считаю принципиально важным то, что военными бывают не только мужчины, но и женщины. Поэтому я думаю, что важно, если уж поздравлять, то поздравить всех причастных армии, не только мужчин, но и женщин, и совершенно не всех подряд мужчин, а лишь тех, кто имеет отношение к армии.
Почему современный избиратель полюбил консерваторов и что с этим делать. Опыт России, Европы и США?
22.02.2017 прошла лекция в рамках дискуссионного клуба "Молодежного Яблока".
Лектор - Кирилл Мартынов, редактор отдела политики «Новой газеты», доцент Школы философии НИУ ВШЭ

Перевожу большую статью о Мартине Лютере Кинге с английского языка. Вчера перевела интересный отрывок, наводящий на многие размышления. Приведу его без комментариев:

Кинг был арестован и заключен в тюрьму в начале Бирмингемской кампании: это был его 13-й из 29 арест. В камере заключения он сочинил известное теперь "Письмо из бирмингемской тюрьмы" (Letter from Birmingham Jail) - открытое обращение в защиту стратегии ненасильственного сопротивления расизму, которое было ответом на "Призыв к единству" (A Call for Unity) - открытое обращение восьми белых священников, призывавшее протестующих добиваться социальных перемен легальными путями, а не акциями протеста (которые нарушали существовавшие законы). Кинг утверждал, что кризис расизма слишком острый, и текущая система слишком укрепилась: "Благодаря болезненному опыту мы знаем, что угнетатели никогда не дают свободу добровольно; угнетаемые должны ее потребовать". Он обращает внимание на то, что Бостонское чаепитие (Boston Tea Party), прославленный акт восстания британских колоний в Америке, было нарушающим закон гражданским актом неповиновения, и что, наоборот, "все действия Адольфа Гитлера в Германии были законны". Кинг также выразил свое разочарование в слишком робких для сопротивления несправедливой системе умеренных белых и священниках:

"Я практически пришел к прискорбному выводу, что огромным камнем преткновения для негра в движении к свободе является не Советы белых граждан (White Citizens' Councils, сеть организаций идеологии превосходства белой расы) и не Ку-клукс-клан, а умеренный белый, который более предан "порядку", чем справедливости; который предпочитает негативный мир (покой), где отсутствует напряженность позитивного мира, соседствующего со справедливостью; кто непрерывно говорит: "я согласен с тобой в цели, к которой ты стремишься, но я не согласен с твоими методами непосредственного действия"; кто отечески считает, что может установить график для свободы другого человека; кто живет мифической концепцией времени и постоянно советует негру ждать "более подходящего времени".
Моя статья на сайте "Независимый исследователь"

Новая статья из цикла о религиозных взглядах на контроль рождаемости.

Среди знатоков ислама нет единого мнения о контроле рождаемости и существуют разные трактовки религиозного учения. Большинство знатоков ислама допускают применение контрацепции. Религиозные лидеры многих стран ислама издали фетвы, одобряющие применение контрацепции. Однако, современная практика контроля рождаемости сталкивается в странах ислама с препятствиями, связанными, помимо другой трактовки учения ислама, с различными социо-культурными и политическими причинами. Некоторые страны ислама успешно проводят политику планирования семьи. Однако, часть исламского мира отвергает контроль рождаемости. Читать далее

July 2017

S M T W T F S
      1
2 34 5678
910 1112 131415
16171819 20 2122
23242526272829
3031     

Syndicate

RSS Atom

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Aug. 19th, 2017 07:18 am
Powered by Dreamwidth Studios