2037-04-16 10:02 am

Верхний пост

Меня зовут Елена (в интернете иногда употребляю псевдоним Клара). Старый журнал ЖЖ был под никнеймом liberalismens, но сейчас он фактически удален (ушел под замок и переименован). Второй блог в ЖЖ - libertas_blog. Но я думаю, что старый никнейм некоторым более известен, чем новый. Да и мне самой он нравится. Поэтому я употребила его в этом блоге.

С апреля 2017 года я постепенно перебираюсь в dreamwidth, так как в ЖЖ после принятия новых правил стало некомфортно. Из записей блога ЖЖ сюда переехали лишь некоторые, поскольку у меня было много видеороликов, а они не копируются при переносе автоматически. Теперь тут будет больше записей, чем в ЖЖ, так как я не определилась, что там вообще буду писать.

Мое основное хобби - изучение религии в современном мире, при этом я поддерживаю реформы, прогрессивные и либеральные движения в религии. Главным образом этим вопросам посвящены мои собственные статьи. Идеологически я поддерживаю светскость государства и свободу совести.

Политически я нахожусь посередине между либералами и социалистами, то есть поддерживаю либерализм, но не правый, а левый (возможно, ближе к социал-демократам, но еще не определилась и не разобралась, есть ли разница между социал-либерализмом и социал-демократией). В обществе меня более всего волнуют проблемы прав человека и социальное неравенство.

Подзамочных записей в этом блоге не планируется (если и будут, то чрезвычайно редко). Поэтому принципиальной разницы в типе включения в друзья нет. 

Я веду страницы в социальных сетях, посвященные религии, и приглашаю туда:
Фейсбук, Гугл-плюсВконтакте.

На обновления этого блога можно подписаться. Если вы не ведете блог в dreamwidth, сообщения об обновлениях можно получать по почте через feedburner, подписавшись по ссылке: Subscribe to Новый блог Liberalismens by Email 
2017-06-25 09:30 am

Как прошли антикоррупционные акции 12 июня

12 июня в 145 городах России прошли антикоррупционные митинги. Показываем, как это было.

2017-06-11 01:30 am

Кто он таков: Дмитрий Гудков?

В студии политик-оппозиционер Дмитрий Гудков.
Ведущий - Леонид Велехов.


2017-06-09 06:40 pm

Мартин Лютер Кинг и борьба за гражданские права

Документальный фильм о Мартине Лютере Кинге и борьбе за гражданские права в США


2017-06-04 01:45 pm

Социология православия в России (статья четвертая)

Четвертая статья Николая Митрохина
Статья опубликована под заголовком: Монастыри ждут туристов


Картинки по запросу Монастыри ждут туристовМолодежь сильно помогла возрождению монашества в России. Но многих иноков столкновение с реальной монастырской жизнью довело до разочарования в православии

Бурный рост монастырей

В Советском Союзе был большой отложенный спрос на монашество. С одной стороны, на приходах, а то и на тайных скитах (в деревенских домах или городских квартирах), существовали тысячи тайных монахов и монахинь и еще большее количество мирян, желавших монашеской жизни. С другой — в обществе, особенно среди интеллигенции, жило убеждение, что монастырская жизнь должна быть возрождена как часть национального культурного достояния. С третьей — новая власть считала правильным передать разрушающиеся монастырские памятники архитектуры Русской православной церкви (РПЦ).

Поэтому число монастырей, когда их разрешили, выросло взрывными темпами — в 50 раз за 30 лет. В СССР в 1985 году их было 18, а на начало 2016 года — 926 (455 мужских и 471 женский).

При этом у РПЦ не было никакой программы по возрождению монашества. Решения об открытии монастырей принимали местные архиереи — епископы, архиепископы, митрополиты, а Священный синод их только утверждал.

Архиереи обычно хотели открыть в областном центре, где у них была резиденция, по одному женскому и мужскому монастырю. Первый должен был обстирывать епископа и шить облачения для духовенства, во втором был центр «духовного руководства» городскими прихожанами и ковались кадры епархиальных администраторов. Затем эти монастыри открывали где-то в пригородах «скиты» — несамостоятельные монастырские хозяйства, где в стойле стояла личная корова архиерея и паслась его любимая кобыла.

Плюс в области зачастую были значимые исторические монастырские комплексы, которые надо было занять с точки зрения как стратегической позиции, так и оправдания надежд губернатора на «возрождение православия». Это для начала еще пара монастырей — мужской и женский.

Уже к концу 1990-х четыре монастыря стали минимумом для среднего российского региона. Читать полностью
2017-06-04 12:30 pm

Оккупай Христа!

Что такое христианская оппозиция? Об этом в программе «С христианской точки зрения» говорят Дарья Масленикова и епископ Григорий Михнов-Войтенко. Ведет программу Яков Кротов.


Ссылка на текст: https://www.svoboda.org/a/28521403.html
2017-05-30 10:54 pm

Дмитрий Гудков об урагане в Москве

11 погибших в Москве, 5 - в Подмосковье, 168 пострадавших, большинство из которых госпитализировано, - вот такой печальный итог вчерашнего урагана в Москве. В последний раз такое мы видели в 1998 году. 

Почему последствия урагана оказались столь разрушительными?


2017-05-17 12:52 am

Когда пришли за атеистами, Познер не молчал

В Кремле отказались отвечать на вопрос журналиста Владимира Познера о том, предусмотрена ли в России уголовная ответственность за атеизм, сообщает телеканал "Дождь". По мнению Дмитрия Пескова, пресс-секретаря президента Владимира Путина, вопрос телеведущего является "риторическим" и "не входит в прерогативу Кремля".

Накануне Владимир Познер в эфире своей программы на Первом канале поинтересовался, не грозит ли и ему уголовное преследование за то, что он атеист. Так журналист прокомментировал приговор видеоблогеру Руслану Соколовскому, осужденному на три с половиной года условного лишения свободы за "ловлю покемонов" в храме и критику Русской православной церкви (РПЦ). Оглашая приговор блогеру, судья, в частности, заявила, что Соколовский "отрицает существование Иисуса и пророка Мухаммеда" и таким образом якобы совершил преступление.

В РПЦ в ответ на вопрос Познера заявили, что "согласно Конституции, в России есть свобода совести, которая предполагает, что атеистические убеждения являются законными". В церкви при этом назвали "недопустимым" отрицание существование бога, которое "выражено в форме унижения достоинства верующих людей". Что именно унижает это достоинство, в РПЦ не уточнили.

Об атеизме и вере в России - историк, религиовед Борис Кнорре, дьякон Андрей Кураев, доктор политических наук Юлий Нисневич. Ведущий - Владимир Кара - Мурза - старший.

https://www.svoboda.org/a/28491766.html
2017-05-15 04:40 pm

Либеральная теология

Написана новая статья о либеральной теологии

Либеральная теология - направление протестантской теологии, распространенное в XIX - нач. XX века, которое стремилось адаптировать христианство к философии и науке того времени, представить идеи христианства на языке современности путем пересмотра традиционных церковных доктрин и смещая фокус внимания от веры в сверхъестественное на этическую сторону христианства и социальные аспекты.

Географически центром развития либеральной теологии были Германия и (немного позднее) США. Но либеральные теологи также появлялись во Франции, Англии и других странах.
Читать далее
2017-05-05 11:49 pm

Вася Обломов - Реновационная

Внеплановая работа Васи Обломова по насущному вопросу. 
2017-05-01 06:24 pm

Чувства и мера. Дело Руслана Соколовского

Елена Санникова о Руслане Соколовском и деле против него.

В начале апреля я приезжала в Екатеринбург, чтобы выступить свидетелем защиты на процессе Руслана Соколовского. В конце апреля женщина-прокурор потребовала отправить Соколовского за колючую проволоку на три с половиной года.

Завершающим аккордом прозвучала эта новость в череде событий минувшей недели, среди которых - избиение спецназом политзаключенного Ивана Непомнящих вместе с другими заключенными колонии № 1 Ярославля, запредельно жестокий приговор крымскому татарину Руслану Зейтуллаеву, нападения на гражданских активистов (в результате одного из них ослепла активистка "Яблока" Наталья Федорова), арест фигурантов "дела 26 марта". И вот - запрос неадекватно большого срока Руслану Соколовскому...

Сам факт, что на молодого человека завели уголовное дело только за слова, произнесенные в видеороликах в интернете, уже смотрелся немыслимой дикостью. Тем более - взятие под стражу, пребывание в СИЗО, домашний арест… За что? За оскорбление чувств верующих? Но что такое чувства верующих? У одних верующих могут быть одни чувства, у других - совсем другие. Меня, например, как верующую оскорбляет сам факт ареста человека якобы за оскорбление моих чувств. Равно как и претензия государства защищать мои чувства, в чем они, чувства мои, совершенно не нуждаются.

Read more... )
2017-05-01 10:39 am

Свидетели Иеговы и свидетели несвободы

В программе Якова Кротова – религиовед Михаил Ситников, руководитель интернет-издания "Религиополис", и адвокат Владимир Ряховский; по скайпу из Минска – Антон Чивчалов, один из членов движения "Свидетели Иеговы".

Тект: http://www.svoboda.org/a/28452974.html
2017-04-30 05:09 pm

Социология православия в России (статья третья)

Третья статья Николая Митрохина
Статья опубликована под заголовком: Три пути к священству — требоисполнители, ищущие и геи

Число священников в Русской православной церкви со времен СССР выросло более, чем втрое — их уже около 40 тысяч. В карьере священника одних привлекает статус, других — духовность, третьих — гендерная терпимость

Кто идет в священники

Русская православная церковь (РПЦ) насчитывает около 40 тысяч священников. Порядка 20 тысяч из них служат в России. Это значит, что с распада СССР число духовенства выросло более, чем втрое. Кто все эти люди?

Чтобы ответить на этот вопрос, я провел небольшое исследование — кто служит в трех типичных российских епархиях (Тверь, Уфа и Курган). Вышло, что священники в массе своей — люди немолодые: 69% сейчас в возрасте от 37 до 60 лет, а еще 13% — за 60. Они неплохо образованы — без малого 40% закончили светские вузы, часто — в Москве и Петербурге. Что забавно, эта доля в духовенстве примерно вдвое выше, чем в епископате, который поставлен им руководить. Но преобладают, как нетрудно догадаться, люди со средним и неполным средним образованием (школа, ПТУ или техникум) — их больше 60%. Как правило, они получили дополнительное образование в семинарии или православном вузе. Но есть такие, кто обошелся и без этого.

Число священников в Русской православной церкви со времен СССР выросло более, чем втрое — их уже около 40 тысяч. В карьере священника одних привлекает статус, других — духовность, третьих — гендерная терпимость Кто идет в священники Русская православная церковь (РПЦ) насчитывает около 40 тысяч священников. Порядка 20 тысяч из них служат в России. Это значит, что с распада СССР число духовенства выросло более, чем втрое. Кто все эти люди? Чтобы ответить на этот вопрос, я провел небольшое исследование — кто служит в трех типичных российских епархиях (Тверь, Уфа и Курган). Вышло, что священники в массе своей — люди немолодые: 69% сейчас в возрасте от 37 до 60 лет, а еще 13% — за 60. Они неплохо образованы — без малого 40% закончили светские вузы, часто — в Москве и Петербурге. Что забавно, эта доля в духовенстве примерно вдвое выше, чем в епископате, который поставлен им руководить. Но преобладают, как нетрудно догадаться, люди со средним и неполным средним образованием (школа, ПТУ или техникум) — их больше 60%. Как правило, они получили дополнительное образование в семинарии или православном вузе. Но есть такие, кто обошелся и без этого.

Цифры, конечно, мало говорят нам о том, почему люди решили сделать богослужение своей профессией. По моим наблюдениям, основных мотивов и, соответственно, социальных типов духовенства, существует три. Читать полностью
2017-04-28 11:17 am

Путин "Надоел"? Уходи в подполье!

29 апреля сторонники Михаила Ходорковского из движения "Открытая Россия" проведут акцию протеста под лозунгом: "Надоел!" – направленную против нового президентского срока Владимира Путина.

В преддверие этой акции 26 апреля Генпрокуратура объявила "нежелательными организациями" структуры Ходорковского: OR (Otkrytaya Rossia) ("Открытая Россия", Великобритания), Institute of Modern Russia, Inc (Институт современной России, США), Open Russia Civic Movement, Open Russia (Общественное сетевое движение "Открытая Россия", Великобритания).

27 апреля в 16 часов в офисе "Открытой России" начался обыск. Прибыли 30 омоновцев в сопровождении полиции и понятых. Якобы в полицию поступил анонимный звонок, что в помещении - "запрещенные материал". Сотрудники Центра "по борьбе с экстремизмом" МВД начали изъятие техники и документов.

Увеличивая число "нежелательных" скоро Владимир Путин создаст закрытую Россию? Оппозицю Путину загонят в подполье?

В студии историк и политолог, профессор Валерий Соловей, в эфире - активисты российского движения "Открытая Россия": Мария Баронова, (Москва), Егор Савин (Новосибирск), Дмитрий Семенов ( Чебоксары), Андрей Пивоваров ( Санкт-Петербург), адвокат Илья Новиков. Вел передачу Михаил Соколов.

Текст (на данное время это начало беседы, а не полная): http://www.svoboda.org/a/28455286.html
2017-04-26 11:33 pm

Остаться без свидетелей

Свидетели Иеговы в России запрещены. Верховный суд постановил ликвидировать их управленческий центр. Головная организация Свидетелей Иеговы признана экстремистской и подлежит ликвидации, как и 395 ее местных отделений. Имущество этих организаций следует конфисковать в пользу государства – так решил суд. Это решение еще не вступило в законную силу и может быть обжаловано. Правозащитники заявляют, что ликвидация организаций Свидетелей Иеговы за экстремизм, преследование членов их общин и запреты текстов являются ярким проявлением религиозной дискриминации. А запрет российской головной организации и ее структурных подразделений ставит под угрозу уголовного преследования за веру каждого из более чем 150 тысяч последователей Свидетелей Иеговы в России.

Об этом решении Верховного суда России и его возможных последствиях не только для тех, кто исповедует учение Свидетелей Иеговы, но и для всех адептов "нетрадиционных", по мнению российских властей, религий говорим с гостями в студии Радио Свобода – адвокатом Антоном Омельченко и руководителем Информационно-аналитического центра "СОВА" Александром Верховским. На видеосвязи из Петербурга – член руководящего комитета управленческого центра свидетелей Иеговы в России Ярослав Сивульский.
Ведущая Марьяна Торочешникова

Текст на сайте: http://www.svoboda.org/a/28451461.html
2017-04-26 03:41 pm

"Экстремисты от Бога"

Верховный суд признал экстремистами и запретил «Свидетелей Иеговы» в России. Кто идет в «свидетели», и почему их бессмысленно запрещать, рассказывает религиовед Николай Митрохин.

Со «Свидетелями Иеговы» я познакомился в середине 1990-х в бывших советских среднеазиатских республиках. Я изучал религиозную жизнь этого региона и, приезжая в очередной областной центр, шел по очереди опрашивать все заметные общины. От прочих христианских общин западного типа «свидетели» отличались одним — их было много. И они были везде.

Тогда, как и сейчас, многие были уверены, что «Свидетели Иеговы» — плод перестроечных свобод. Однако это не так — «свидетели» достались нам в наследство от СССР. Читать далее
2017-04-17 11:03 am

Как в Вашингтоне отмечают Пасху

В Вашингтоне, в саду исторической усадьбы Tudor Place, царит праздничная суета. Взрослые и дети собрались здесь, чтобы отметить самый главный для христианского мира праздник весны – Пасху.


2017-04-16 10:16 am

Социология православия в России (статья вторая)

Вторая статья Николая Митрохина
Статья опубликована под заголовком: Православный больше не бедный

В России до 2% населения — православные [имеются ввиду активно практикующие веру люди], еще до 8% заходят в церковь от случая к случаю. Кто эти люди?

За последние полтора десятка лет состав прихожан Русской православной церкви (РПЦ) поменялся. Поколение православных «бабушек» сходит со сцены. В провинции это приводит к запустению приходов, а в крупных и средних городах место «бабушек» занимает средний класс. Церковную моду задают сильные идеологизированные общины во главе со священниками-харизматиками: пропагандируемый в церковных СМИ образ современного «воцерковленного» — не смиренный маргинал, прячущий чувство вины под незаметной одеждой, а образованный, разбирающийся в современной жизни, успешный человек средних лет, у которого должно хватать денег и на хороший автомобиль, и на трех-четырех детей.

Православные неизвестные

Сколько-нибудь масштабных исследований прихожан РПЦ не проводилось. Если в случае с числом православных это еще можно преодолеть, обратившись к статистике МВД, то, составляя портрет православного, о точных цифрах говорить не приходится. Известны попытки провести исследования в одном или нескольких приходах (одну из них предпринимала социологическая служба «Среда»), однако толку от них немного. Невозможно соотнести эти обследования с реалиями всей церкви — где есть приходы городские, есть сельские, есть находящиеся в центре мегаполиса, а есть расположенные на рабочей окраине, есть приходы, куда стекаются с дальних мест ради конкретного батюшки, а есть такие, где эти священники меняются ежегодно — а всеми делами заправляет какая-то «баба Варя».

В отсутствие количественных данных я опираюсь на два источника. Во-первых, я уже 20 лет опрашиваю российских священников и церковных служащих (в основном немосковских) о числе и социальных категориях их прихожан. Во-вторых, я собираю их свидетельства об этом, сделанные в интервью региональной прессе и в социальных сетях.
Читать полностью
2017-04-16 10:04 am

Социология православия в России

Автор статьи - Николай Митрохин (социолог, известный исследованиями церкви в России)
Статья опубликована под заголовком: 30% православных считают, что Бога нет. 

До 85% жителей России называют себя православными. При этом примерно треть из них признается, что в Бога не верит, а те, кто верят, в церковь почти не ходят. Так сколько же на самом деле православных в России?

Исследования показывают, что число постоянных прихожан Русской православной церкви (РПЦ) в России невелико — от твердых 0,5 до максимум 2% населения. Они входят в более обширную группу тех, кто заходят в храмы от случая к случаю — таких до 8%. В церкви их называют «захожанами» и не очень жалуют.

Православные, но в Бога не верят

Поскольку РПЦ не ведет учета своих членов, остается полагаться на исследователей. У социологов тут есть два основных метода подсчета. Первый из них наиболее простой. Несколько крупнейших социологических институтов в стране примерно раз в год включают в свой базовый опросный лист (так называемый омнибус) вопросы о религиозной идентификации. Эти вопросы были составлены еще в начале 1990-х социологом ВЦИОМ (глубоко верующей православной) Валентиной Чесноковой и ею же первоначально интерпретировались. Эти опросы давали стабильно растущую в течение двух с половиной десятилетий (хотя и колеблющуюся из года в год) цифру. Церковные власти в первой половине 2000-х с этими данными спорили, заявляя о недооценке числа православных. Однако, когда к 2008 году показатели сравнялись с желаемыми — порядка 63—75%, успокоились и даже устами патриарха Кирилла признали тот факт, что только 10% населения «воцерковлены».

В 2010 году, вскоре после избрания патриархом Кирилла (а также скандалов вокруг «нанопыли», «часов патриарха» и дела Pussy Riot), число людей, называвших себя православными, по большинству опросов достигло пика и начало падать. После этого большая часть социологических фондов резко сократила свои исследования в данной сфере или, во всяком случае, отказалась от их публичного анализа и представления. Читать полностью